Zhanr: Trillery Strana: SShA Rezhisser: Kventin Tarantino 3-e luchshix akterov: Курт Рассел, Майкл Мэдсен, Уолтон Гоггинс Opisanie: Vtoraya polovina 19 veka. Proshla para let posle zaversheniya Grazhdanskoj vojny v Amerike. V centre sobytij naxoditsya Vajoming. Na to vremya osobym sprosom polzovalas professiya «oxotnika za golovami», kotoryj i razyskival osobo opasnyx prestupnikov, zhelayushhix izbezhat smertelnogo nakazaniya za prostupki. Glavnyj geroj Dzhon Rut izvesten v okruge kak zhestokij «Palach», uskolznut ot kotorogo prakticheski nevozmozhno. Vot i Dejzi, molodaya osuzhdennaya devushka, ne smogla udrat ot presledovatelya, pojmavshego eyo.
Muzhchina dolzhen byl otvezti ubijcu k sotrudnikam organov vlasti, chtoby te priveli v dejstvie reshenie suda. Eyo zhdet poveshene srazu po pribytiyu. Po doroge v punkt naznacheniya oxotnik sluchajno stalkivaetsya s neznakomymi lyudmi: s Markizom Uorrenom, kotoryj v proshlom gordo nosil soldatskij mundir, a takzhe s Krisom Menniksom, zayavlyayushhim prava na dolzhnost mestnogo sherifa. V itoge, oni reshayut puteshestvovat vmeste, chtoby skrasit skuchnuyu poezdku uvlekatelnoj besedoj.
Cherez nekotorye vremya chetverka ponimaet, chto gryadet metel, kotoraya odnim maxom sposobna smyt putnikov i ne dat vernutsya v gorod. Konechno zhe, samym effektivnym i priemlemym resheniem stalo zhelanie skrytsya ot nepogody, chtoby perezhdat prixoti prirody. I kak raz nepodaleku naxodilos neploxoe ubezhishhe dlya nix. Eyu okazalas staraya lavka, xozyajki kotoroj pochemu-to ne okazalos, no vmesto neyo tam naxodilis drugie lyudi. Naprimer, Bob – vremennyj smotritel, zdeshnij viselnik Morbrej i skotovod Grejdzh. Vse by nichego, esli ne vnezapnaya operaciya po spaseniyu Dejzi…
Novyj Tarantino — otlichnyj. Predydushhie dva ego filma tozhe byli klassnye, no v kazhdom iz nix chto-nibud spornoe da prisutstvovalo. V «Besslavnyx ublyudkax» eto scena rasstrela Gitlera, v «Dzhango osvobozhdennom» — podozreniya na to, chto v konce Kventin uzhe v otkrytuyu nachal slovno smakovat ubijstvo chernym belyx, chto smotrelos uzhe kak perebor, pust ego filmy nikogda i ne otlichalis tolerantnostyu. V «Omerzitelnoj vosmerke» nikakix spornyx momentov net — kazhdaya scena, fraza i sobytie vyvereny s takoj masterskoj tochnostyu, chto odno udovolstvie smotret bezo vsyakogo zhelaniya vzglyanut na chasy, pust film i idet azh tri chasa. Tut kak nelzya kstati podojdut slova samogo Tarantino: «Chego ne mogu ponyat, tak eto togo, chto srednij amerikanec ne mozhet tri chasa otsidet v kino, no mozhet chetyre chasa smotret idiotskij futbolnyj match».
Scenarij ozhidaemo prekrasnyj, dialogi — vysshij ball, mesto dejstviya prevrashhaet film slovno v kamernyj i, mozhno dazhe skazat, po-domashnemu uyutnyj, esli takoe sravnenie voobshhe primenimo dlya Tarantino, no tak i est! Pro muzyku dostatochno skazat, chto avtor — Ennio Morrikone, tak chto popytka usomnitsya v eyo shikarnom kachestve budet schitatsya pryamym oskorbleniem stavshego eshhe pri zhizni klassikom kompozitora, a ved 87 let! Aktery — bez kommentariev snimayu shlyapu. Semyuel L. Dzhekson, Kurt Rassel i Tim Rot po ocheredi kradut drug u druga film, ostalnye podygryvayut nichut ne xuzhe.
Nesmotrya na privychnuyu dlya kartin Kventina rano ili pozdno nachinavshuyusya na ekrane volnu krovishhi i nasiliya, kino smotritsya na udivlenie legko blagodarya otlichnomu yumoru. I dazhe tema rasizma obygryvaetsya s ironiej i sarkazmom, potomu chto odin gryaznyj nigger nastolko zhe krut, kak i vse belye v filme vmeste vzyatye. Potomu chto kogda u tebya v kaste est Semyuel L. Dzhekson, vse chernoe naselenie planety mozhet zabyt pro styd byt unizhennymi, dazhe esli nazovut niggerami. Ved Dzhekson vsegda mozhet prostrelit obidchiku golovu i emu za eto nichego ne budet, po krajnej mere v ramkax filma Tarantino. Da i voobshhe, u kakogo eshhe rezhissera v nashe vremya mozhno uslyshat eto oskorbitelnoe rasistskoe prozvishhe, kak ne u nego.
Zabavno, chto nazvanie filma ne vpolne tochno otrazhaet proisxodyashhee na ekrane, ved omerzitelnyx tovarishhej otnyud ne vosmerka, i eto nastolko smeshnoj syurpriz, uchityvaya, kto za etim stoit, chto vporu aplodirovat. A luchshij zdes i vovse kucher. Ot koncovki mozhet vozniknut chuvstvo nedoskazannosti, no eto tot sluchaj, kogda etomu dazhe rad, ved mozhesh sam dlya sebya reshit, komu iz geroev v filme poverit, i chto v itoge zhdet ostavshixsya v zhivyx. I eto vovse ne spojler — razve xot raz u Tarantino bylo tak, chtob geroi filma prosto sobiralis vmeste i veli mezhdu soboj miluyu svetskuyu besedu? Koncom sveta mozhno budet schitat tot den, kogda Kventin na takoe reshitsya. A poka — naslazhdaemsya predstavlennym zrelishhem! Klassnoe kino.
Tarantino mozhet sebe pozvolit snimat tryoxchasovye filmy, stebatsya nad negrami, nacistami(i voobshhe nad kem i chem ugodno), lit reki ochevidno butaforskoj krovi, stavit epizody, shokiruyushhie svoej merzostyu ili zhestokostyu. Oshelomlyayushhij uspex ego pervyx filmov — «Beshenyx psov» i «Kriminalnogo chtiva» — dal emu na eto polnoe pravo. I on polzuetsya etim vo vsyu: kogda odin, kogda s priyatelyami, naprimer s Robertom Rodrigesom. I esli v predydushhix svoix rabotax za poslednie 20 let, rezhissyor vsyo-taki ostavalsya v opredelyonnyx granicax, to v svoyom novom filme «Omerzitelnaya vosmyorka» Kventin sbrosil vsyo okovy (esli oni byli) i pokurazhilsya na polnuyu katushku!
Da vot tolko za vsem etim kutezhom, chudno pokazannym Robertom Richardsonom pod tonkij akkompanement Ennio Marrikone, kroetsya neskryvaemyj i demonstrativnyj samopovtor. I eto, priznatsya, nemnogo udruchaet, ved ot kogo, kak ne ot Tarantino, zayavivshem o sebe novymi ideyami, podxodami, sovershivshim, po suti, nebolshuyu revolyuciyu v kino v pervoj polovine 90-yx, zhdyosh chego-to novogo i svezhego? No posle «Kriminalnogo chtiva» etoj novoj i svezhej strui prishlos zhdat pochti 20 let, poka mir ne uvidel «Dzhango osvobozhdyonnogo». Kazalos, vot ono, master vernulsya! No teper est «Omerzitelnaya vosmyorka», v kotoroj iz originalnosti razve chto nelicepriyatnaya podnogotnaya vojny mezhdu Severom i Yugom da ne sovsem udachnyj eksperiment s shirokim formatom plyonki; i neponimanie, kogda zhe Tarantino opyat zaxochet perevernut etot mir.
Xotya nesomnennym plyusom novogo filma Kventina mozhno schitat to, chto vsyo-taki on ne xuzhe dvux predydushhix rabot mastera — eto vam ne «Dokazatelstvo smerti» (samyj provalnyj film Tarantino) i dazhe ne «Ubit Billa», gde net nichego krome esteticheskoj novizny, kotoraya bystro priedaetsya. Esli by ne bylo «Dzhango osvobozhdyonnogo» i «Besslavnyx ublyudkov», to «Omerzitelnuyu vosmyorku» vpolne mozhno by bylo nazvat shedevrom, a tak…Poluchilas neoriginalnoe podrazhanie dvum vyshenazvannym kartinam. Poetomu i «otstrelennymi yajcami» nikogo uzhe ne udivish, a shutochki pro slishkom mnogo pozvolyayushhego sebe negra, kotorye okazalis v trende blagodarya «Dzhango», v internete sejchas gulyayut takie, chto sam Tarantino pozaviduet. A bez etogo vsego ostayotsya pryamolinejnaya detektivnaya istoriya, xlyshhushhaya vo vse storony krovishha, dobrotnaya aktyorskaya igra i Tim Rot, igrayushhij Kristofa Valca. V obshhem, bylo eto vsyo, bylo.
Kventin Tarantino slavitsya, sredi prochego, svoim postoyanno obnovlyaemym spiskom lyubimyx filmov, v kotorom peremeshany kartiny francuzskoj novoj volny, italyanskogo neorealizma, spagetti-vesterny i vtorosortnye kartiny kategorii «V». Vidimo, v dushe geniya boryutsya dve strasti, dve ipostasi, dve lyubvi — k klassike i k «razvlekalovke», kotorye emu nikak ne udayotsya obedinit v chto-to celostnoe, mnogogrannoe i grandioznoe. Vot i «Omerzitelnaya vosmyorka», otdavaya svoim nazvanie dan tvorchestvu velikogo italyanca Federiko Fellini, predstavlyaet soboj dikij treshevyj film na ugodu zhazhdushhemu razvlechenij zritelya. Kak by ne uvleksya Kventin utoleniem etoj zhazhdy…
V celom zhe, vosmoj film Tarantino bezuslovno xorosh, esli sravnivat ego s tem, chto vyxodit na ekrany poslednie mesyacy (dovolno skudnye, nado priznat, na xoroshee kino), no yavno ustupaet luchshim rabotam rezhissyora, kotoryj zasluzhil pravo snimat vsyo, chto emu vzdumaetsya.
Film odnoznachno stoit posmotret, no luchshe s pereryvami. Tryoxchasovoe pogovorili-postrelyali, postrelyali-pogovorili podryad smotret neprosto.
Ya ne yavlyayus absolyutnoj poklonnicej tvorchestva Tarantino, no paru bezuslovnyx shedevrov on snyal. Odna iz ego luchshix firmennyx «fishek», na moj vzglyad, — eto lyogkost podachi. On mozhet snyat chto ugodno: ot obychnyx drak do zhestokix perestrelok, podnimat temy fashizma, nacizma, nasiliya, i eto vsyo ravno budet smotretsya legko, i mestami dazhe smeshno. V «Vosmyorke» ya pochemu-to etogo kak raz ne pochuvstvovala. A bez etoj lyogkosti film uzhe plavno svorachivaet v kakuyu-to «chernuxu», chto inogda xochetsya posmotret, no chego sovsem ne zhdyosh ot samogo Kventina. Xotya, kak govoritsya, smotri nazvanie. Nichego priyatnogo nam i ne obeshhali.
Osobaya estetika v filme est, no xotelos bolshe krasoty, seksualnyx zhenshhin. Zdes prakticheski edinstvennaya zhenshhina v ispolnenii zamechatelnoj aktrisy Dzhennifer Dzhejson Li, no na neyo bez slyoz i ne vzglyanesh. Poradovalo nalichie Chenninga Tatuma, primerivshego na sebya sovershenno novoe amplua — srazu smotrish na nego ocenivayushhe, potyanet li uroven Tarantinovskix filmov. Schitayu, chto spravilsya neploxo.
Vozmozhno, ukradennyj iznachalnyj scenarij byl kruche, zhalko, chto tak poluchilos. Kak vsegda, za muzyku — plyus, za pesnyu Dejzi — zhirnyj plyus. Za film vcelom -